Процесс выявления и формализации пользовательских сценариев (user stories) включает:
Проведение интервью с пользователями (не только с бизнесом, но и с будущими конечными пользователями)
Анализ существующих процессов и "болевых точек" пользователя
Описание user stories в формате:
Как [роль] я хочу [цель], чтобы [бизнес-ценность]
Обсуждение и уточнение user stories через совместные сессии с бизнесом и IT (workshops)
Уточнение acceptance criteria, чтобы сценарии были тестируемы и реализуемы
Подводные камни:
Чтобы этого избежать:
В проекте автоматизации электронного архива возникла проблема — бизнес подготовил перечень user stories, но ни одна не была согласована с рядовыми сотрудниками архива. В результате архитектура не позволяла работать без наличия постоянного онлайн-доступа к всем справочникам — что было невозможно на старых рабочих местах.
Рассматривали:
Выбрали второй путь. После дополнительных интервью появилось 5 новых ключевых сценариев, которые позволили сделать систему пригодной для реальной эксплуатации.
Как проверить полноту набора user stories?
Ответ: Провести кросс-ревью между ролями, покрыть юзер-сториз end-to-end сценариями, использовать карты путешествий пользователя (customer journey maps).
Что делать, если некоторые stories противоречат друг другу?
Ответ: Выявить источники противоречия (разные роли, разные варианты одного процесса), провести согласование с бизнесом и командой, оформить альтернативные сценарии или установить правила приоритезации.
Как находить "скрытые" сценарии, которые пользователи не осознают?
Ответ: Анализировать логи текущих систем, наблюдать за реальной работой пользователей, проводить интервью по принципу "день из жизни пользователя".